Союз "Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса -
Национальный союз агростраховщиков"
24.02.2015

"Аграрные новости": Корней Биждов - В России работают все механизмы системы агрострахования

Страхование рисков агропромышленного производства в России находится еще на начальном этапе своего развития. Основная причина – в АПК отсутствует широкий стабильный платежеспособный спрос на страховые услуги, который мог бы поддерживать качественное развитие данного довольно специфического вида страхования.


Такая ситуация сложилась не только из-за недостаточности средств у аграриев, но в первую очередь потому, что потребность аграрного сектора в защите стоимости активов и удержании показателей дохода сформировалась в России в меньшей степени, чем это принято в некоторых других экономически развитых странах. Приоритетный расчет на механизмы помощи государства, в первую очередь федерального бюджета, при ЧС не способствует заинтересованности в инструментах страхования, к тому же достаточно дорогих по причине высоких рисков сельхозпроизводства.

Наиболее ярко это проявилось в области растениеводства, где подверженность рискам значительна и выше зависимость агропроизводителей от внешнего финансирования производственных процессов – сева и уборки урожая. В животноводстве, которое восстанавливалось в нулевые годы уже на более выраженных коммерческих принципах, отношение к страхованию поголовья принципиальное иное. До введения субсидирования страхования сельхозживотных именно на данный вид страхования приходилось, по оценкам НСА, около 70% рынка страхования сельхозрисков без господдержки. В конце 2013 года, когда господдержка впервые в России была распространена и на страхование поголовья, начался быстрый рост этого сегмента. В 2014 г. количество сельхозживотных, застрахованных на условиях господдержки, увеличилось в 3,8 раза – до 2,1 млн условных голов. В растениеводстве же пока прослеживалась стабилизация на уровне 15-18% застрахованных площадей – в 2014 г. было застраховано 11,5 млн га.

Устойчивую группу страхователей составляют от 6 до 7 тыс. сельхозпредприятий, и это в основном крупный и средний агробизнес. Многие фермерские хозяйства фактически не могут воспользоваться услугами субсидируемого страхования, так как нормативные документы требуют оценки страховых сумм на основе официальных статистических данных, которые фермеры могут не предоставить в силу особенностей своей отчетности.

Дефицит качественной страховой статистики и проработанного нормативного регулирования, накопленного опыта процедур страхования, инфраструктуры метеостанций – все это факторы, усложняющие агрострахование как с точки зрения агрария-страхователя, так и страховщика, для которого все эти проблемы оборачиваются дополнительными расходами. Поэтому рынок агрострахования в ряде регионов представлен единичными агростраховщиками, что также затрудняет доступ аграриев к страховым инструментам.

Серьезным фактором, ограничивающим интерес к осуществлению страхования с господдержкой во многих регионах, является недостаточность ставок субсидирования. Ставка субсидирования – это показатель, на основании которой орган АПК рассчитывает сумму субсидии. Ставки устанавливаются Планом сельхозстрахования на текущий год в разрезе групп сельхозкультур и субъектов РФ. Страховые тарифы при этом, так как страхование не является обязательным, рассчитываются страховыми компаниями. Если ставка субсидирования равна страховому тарифу, аграрий получает субсидию в размере 50% страховой премии, если она ниже – то, соответственно, аграрию приходится фактически оплачивать более половины страхового взноса и его расходы возрастают, а заинтересованность падает. Уменьшается и заинтересованность страховщиков в работе на рынке агрострахования в таких регионах.

В текущем году проблема недостаточности ставок субсидирования будет еще более острой, поскольку ставки субсидирования на текущий год не скорректированы с учетом расширения страхового покрытия – в начале 2015 года вступили в силу поправки к закону о господдержке сельхозстрахования, которые понизили порог гибели урожая для признания убытка страховым (с 30 до 25%) и ввели в перечень рисков, подлежащих страхованию, четыре новых явления – наводнение, подтопление, паводок, оползень.

В то же время, обозначенные проблемы являются сложными, но не непреодолимыми. Стратегическое значение агропромышленного комплекса не снизится в ближайшие годы – скорее наоборот, его привлекательность для бизнеса продолжит повышаться, ориентация на собственные ресурсы в АПК будет возрастать, так как возможности бюджета по поглощению убытков сельхозпроизводства становятся все более ограниченными. Мировая практика показывает, что альтернативы развитию страховых механизмов нет – и страховое сообщество в партнерстве с Минсельхозом РФ и органами АПК на местах продолжат работу по развитию агрострахования. И у государства, и у страхового рынка есть готовность решать эту сложную задачу. Многое было сделано за последние 3 года – фактически, заработали все механизмы системы агрострахования, которых ранее просто не было.


Страхование сельскохозяйственных культур


В 2015 году застраховать на условиях господдержки можно свыше ста видов сельхозкультур и многолетних насаждений – от широко распространенных (пшеница, кукуруза, подсолнечник), до таких относительно экзотических, как чуфа или ляллеманция. Данный перечень, одновременно со ставками сельхозстрахования, утверждается ежегодно приказом Минсельхоза об утверждении Плана сельхозстрахования на следующий год (этот документ можно найти на сайте НСА).


Страхование животных


Согласно профильному закону о господдержке сельхозстрахования №260-ФЗ, при страховании сельхозживотных объектами страхования являются имущественные интересы предприятия, связанные с риском утраты (гибели) животных, относящихся к 9 группам: крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошадиные, верблюды, олени, пушные звери и кролики, птица яйценоских и мясных пород и даже семьи пчел. Перечень видов сельскохозяйственных животных, которые могут быть застрахованы на условиях господдержки, также утверждается ежегодно планом сельхозстрахования. Перечень рисков, которые покрывает полис страхования с господдержкой, установленный законом №260-ФЗ, включает не только заразные болезни животных (в соответствии с Приказом Минсельхоза РФ от 24 июня 2013 г.). Животноводческая фирма получает защиту от таких рисков, как пожар, массовые отравления животных, гибель животных от стихийных бедствий – наводнения и других, а также от вызванных стихийными бедствиями нарушений тепло-, электро- и водоснабжения ферм или птицефабрик.

Что касается риска заразных болезней, то, как известно, компенсация со стороны государства осуществляется владельцам домашних животных при ликвидации очагов особо опасных болезней. Закон №4979-I «О ветеринарии» предусматривает, что могут быть изъяты животные и продукты животноводства с выплатой собственнику стоимости изъятого. При этом могут быть изъяты и забиты здоровые животные, в то время как страхование компенсирует только падеж или вынужденный убой животных, признанных заболевшими. Однако государство не компенсирует гибель поголовья, наступившую от других причин. Например, одним из членов НСА в прошлые годы была совершена крупная выплата на сумму 2,5 млн руб. в Нижегородской области после того, как ураган оборвал линию электропередачи и на птицефабрике без вентиляции массово задохнулись куры. С 2013 года такой риск тоже можно застраховать при поддержке государства.


Страхование сельхозтехники


Страхование сельскохозяйственной техники государством не субсидируется, но это достаточно распространенный на страховом рынке и востребованный вид страхования. Компании НСА предлагают услуги страхования как самоходной сельхозтехники или навесного оборудования, так и стационарного сельхозоборудования (доильные установки, зерноочистительные машины и др.). При этом в практике страховщиков, как и везде, действует принцип – постоянным клиентам обычно полагаются бонусы и повышенное внимание, поэтому более выгодно приобретать пакет услуг страхования разных рисков в одной компании.


Страхование урожая. Риски. Ставки


При расчете величины страхового взноса по страхованию с господдержкой текущая инфляция не учитывается. На нее оказывают влияние колебания цен продукции сельхозкультуры в предыдущем периоде, поскольку страховая стоимость урожая по данному виду страхования определяется по официальным ценам предыдущего года (методика установлена Приказом Минсельхоза №133).

Риски, от которых можно застраховать урожай, определены Законом №260-ФЗ и подразделены на три категории. Во-первых, это воздействие опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений, перечисленных в законе. Сегодня это: атмосферная или почвенная засуха, суховей, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльная буря, ледяная корка, половодье, наводнение, подтопление, паводок, оползень, переувлажнение почвы, сильный ветер, ураганный ветер, землетрясение, лавина, сель и природный пожар. Вторая категория – проникновение и (или) распространение вредных организмов, если такие события носят эпифитотический характер. Третья – риск нарушения электро-, тепло-, водоснабжения в результате стихийных бедствий, этот риск актуален только при страховании культур, выращиваемых в защищенном грунте или на мелиорируемых землях. Чтобы право на страховую выплату наступило, событие должно произойти в период действия страхового договора – то есть, после оплаты 50% страхового взноса аграрием, и привести к потере не менее 25% от планируемого объема урожая (или к гибели не менее 30% площади многолетних насаждений).

Ставки зависят от конкретной культуры и иных условий страхования – в частности, франшизы, выбираемой страхователем. По данным НСА, усредненный «тариф» по страхованию урожая в 2014 г. по компаниям НСА составил 5,5%.


Источник: "Аграрные новости"