НСА: комментарий к информации в СМИ
Указанная статья посвящена обсуждению законопроекта № 403685-6, вносящего изменения в ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», который предлагает снизить критерии утраты урожая (с 30 до 25%), распространить страхование на риски наводнения, оползня и паводка, а также ввести для страховых компаний обязанность состоять в едином объединении. При этом изменения, предусмотренные данным законопроектом, который готовится к рассмотрению Госдумой в первом чтении, не пересматривают основ системы агрострахования с господдержкой и не меняют ее конструкции. На заседании Комитета Госдумы по финансовым рынкам, на котором присутствовали и представители НСА, не обсуждался вопрос создания какого-либо «страхового фонда».
«Роль государства в управлении рисками сельского хозяйства в 2014 году меняется в смысле более оперативной и гибкой реакции на ЧС, и это позитивные перемены, – комментирует президент НСА Корней Биждов. – О них заместитель министра сельского хозяйства РФ Дмитрий Юрьев рассказывал СМИ на пресс-мероприятии НСА в ноябре прошлого года. Речь идет о том, что в новой Госпрограмме развития сельского хозяйства до 2020 г., которая сейчас корректируется, было предложено заложить отраслевой резерв в размере до 15% для минимизации рисков сельского хозяйства. По решению правительства эти средства могут быть направлены на поддержку аграриев как в связи с чрезвычайной ситуацией из-за погодных условий, так и, например, на увеличение финансирования закупочных и товарных интервенций и другие мероприятия. Впервые такой резерв сформирован на 2014 г. в размере 14,25 млрд. руб. Страховщики данную меру оценивают позитивно, поскольку она свидетельствует об упорядочении подхода государства к расходам на экстренную помощь аграриям, которую на самом деле приходилось “чрезвычайно” осуществлять каждый год, изыскивая средства из разных источников. Однако мы считаем, что при этом должно соблюдаться важное условие – чрезвычайная помощь государства и система страхования не должны конкурировать между собой, а дополнять друг друга. Аграрии не должны отказываться от страхования, надеясь исключительно на помощь государства. НСА рассчитывает, что первый опыт использования отраслевого резерва в 2014 г. позволит сбалансировать прямую бюджетную помощь и систему страхования в компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителям. Принимая решение о страховании, аграрии должны помнить, что полис страхования урожая защищает его от катастрофического ущерба не только тогда, когда в регионе объявлена чрезвычайная ситуация».
СПРАВКА
Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса – «Национальный союз агростраховщиков» (НСА)
Национальный союз агростраховщиков создан в 2007 году при активной поддержке Министерства сельского хозяйства России, Министерства финансов России, Федеральной службы страхового надзора и Всероссийского союза страховщиков. Объединение обеспечило консолидацию компаний федерального и регионального уровня, заинтересованных в совершенствовании системы агрострахования, и стало центром развития современного страхования сельскохозяйственных рисков с государственной поддержкой, отвечающего интересам аграриев и страховщиков России.
На сегодняшний день в состав Союза входят 24 страховых организаций, в том числе 8 компаний, входящих в первую десятку лидеров российского страхового рынка, и 7 компаний регионального уровня. Совокупный уставный капитал компаний, входящих в НСА, составляет около 70 млрд. рублей, совокупные собственные средства – около 150 млрд. рублей.