Союз "Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса -
Национальный союз агростраховщиков"
13.07.2016

НСА: агрострахование требует оперативности в управлении субсидированием

В Тамбовской и Курской области в период после весеннего сева агростраховщиками зафиксированы отказы аграриев от намерения застраховать посевы из-за исчерпания объемов субсидии, выделенных на эти регионы на поддержку агрострахования. Данная информация была озвучена 11 июля на заседании Комитета по методологии страхования НСА.

«Аграрии получили информацию из региональных органов АПК, что средства субсидии на текущий год исчерпаны, и известили свою страховую компанию, что вынуждены отказаться от страхования посевов, так как не могут оплатить 100% стоимости полиса и при этом не заинтересованы в неполной страховой защите, – пояснил президент НСА Корней Биждов. – Таким образом, хотя в целом в России еще сохраняется невостребованный резерв средств на господдержку агрострахования, заинтересованные в страховании сельхозпроизводители оказались лишены возможности защитить свой урожай от риска незапланированных потерь. Данная ситуация свидетельствует о том, что механизм планирования, распределения и перераспределения субсидий из федерального бюджета на агрострахование в регионах нуждается в изменении. НСА намерен обратиться к Минфину и Минсельхозу РФ с предложением рассмотреть этот вопрос».

Вопрос о недостаточности субсидий для Тамбовской и Курской областей, в частности, был поставлен органами АПК этих субъектов РФ в ходе селекторных совещаний Минсельхоза РФ об организации агрострахования в регионах, которые прошли в конце мая-начале июня. Так, Тамбовской области только для удовлетворения всех заявок на страхование яровых требовалось дополнительно почти 84 млн. на поддержку страхования в растениеводстве к уже выделенным региону на текущий год средствам в размере почти 190 млн. руб. Курская область заявила о дополнительной потребности в субсидиях на страхование яровых в размере 101 млн. руб. к предусмотренным 125 млн. руб. (при этом годом ранее, на 2015 г. Курской области было предоставлено на субсидирование страхования урожая 247 млн. руб.).

Всего по итогам весенней посевной кампании о недостаточности субсидий на страхование в растениеводстве заявили 11 субъектов РФ. В совокупности им дополнительно требуется 829 млн. руб. Из них 200 млн. руб. дополнительно запросил Ставропольский край, 142 млн. – Самарская область, 120 млн. – Воронежская область. Также в этом перечне, кроме Курской и Тамбовской области, Белгородская область, Пензенская область, Приморский край, Республика Ингушетия, Пермский край и Республика Коми. При этом ряд других регионов заявили о том, что субсидии на страхование урожая им были выделены избыточно в сопоставлении с реальной с ситуацией, общая сумма «излишка» составила более 1 млрд. руб. (Одновременно 10 субъектов РФ запросили дополнительные субсидии на страхование животных в 2016 г. в пределах общей суммы 194 млн. руб., в то время как некоторые субъекты намерены вернуть в бюджет 189 млн. руб. средств на эти цели.)

«Запрос аграриев на господдержку мог бы быть удовлетворен в рамках предусмотренного на год лимита, если бы была оперативная возможность перераспределения или гарантирования такого перераспределения», – комментирует К. Биждов.

Невозможность быстрого перераспределения средств вызвана тем, что в 2016 г. размер субсидий, выделяемых субъектам РФ из федерального бюджета, установлен для каждого субъекта непосредственно законом о бюджете на 2016 г., а не постановлениями Правительства РФ, как в предыдущие годы. Таким образом, перераспределение средств на оплату страховых взносов в текущем году возможно только путем принятия законопроекта об изменении закона о бюджете, что может произойти не ранее последнего квартала 2016 г., после выборов в Государственную думу РФ – то есть, когда период страхования урожая яровых культур уже завершится и страховые компании должны будут проводить урегулирование убытков.

«НСА полагает, что процедура выделения средств регионам на агрострахование нуждается в серьезной корректировке для соответствия целям и задачам государственной аграрной политики, одним из инструментов которой является агрострахование, – говорит президент НСА Корней Биждов. – В последние 4 года наблюдается одна и та же ситуация: практически одни и те же регионы, преимущественно с развитым сельхозпроизводством, из года в год запрашивают дополнительные средства господдержки для удовлетворения заявок аграриев на страхование. Следует предусмотреть учет сложившегося спроса на агрострахование в регионе в предыдущие годы при планировании бюджета на следующий год. Кроме того, возможно, необходим механизм, обеспечивающий быстрое оперативное перераспределение средств в регионы – возможно, в виде нераспределяемого в начале года резерва, который в середине года можно использовать для выравнивания финансирования программы в соответствии с реальной ситуацией».

СПРАВКА:

С 1 января 2016 года на рынке сельхозстрахования с господдержкой действует единое общероссийское объединение - Национальный союз агростраховщиков.

Страховые компании, не вступившие в члены НСА, с 1 января 2016 г. не имеют права заключать договоры агрострахования с господдержкой. Создание централизованной системы агрострахования в РФ предусмотрено федеральным законом от 22.12.2014 № 424-ФЗ о внесении изменений в Закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…» №260-ФЗ.

Субсидирование агрострахования в РФ осуществляется на условиях Закона от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования…» в размере 50% начисленной страховой премии. Закон действует с 1 января 2012 г.